Архив за августа 2012

От растительности высоких гор

От растительности высоких гор Евразии сильно отличается флора гор и нагорий Африки. Их предгорья покрыты сухими степями, саванной, редколесьем. Выше, где годовые осадки превышают 1500 мм, растет вечнозеленый тропический лес. По мере подъема его сменяют редколесья из настоящих акаций, молочаев. На высоте до 3500 м растительный покров составляют древовидные верески, бамбуки, а также некоторые хвойные — можжевельники и особенно подокарпус. Еще выше, например на бывшем вулкане Килиманджаро, растут древовидные, похожие на свечи лобелии со скученными наверху узкими листьями. Ствол лобелии заканчивается султановидным соцветием, как бы пламенем этой свечи. Вместе с ними растут небольшие древесные кустарниковые растения и множество видов своеобразных травянистых растений. На высоте свыше 4000 м начинается холодная пустыня. Вершину Килиманджаро покрывают ледники.

(далее…)

Маленьким мягким подушечкам на

Произнося слово «паразит», мы в первую очередь представляем себе всевозможных червей, клещей, клопов, комаров, в общем, животных «низшей касты»- беспозвоночных. Если нас попросят назвать более высокоорганизованных паразитов, то на худой конец мы вспомним о существовании рыб-удильщиков или о гнездовом паразитизме кукушек. При упоминании о кровососущих паразитах наша мысль быстро замыкается на всем известных насекомых, и уж вряд ли, пожалуй, можно заставить себя вспомнить кого-нибудь из позвоночных животных.

(далее…)

Вытапливали в котлах, превращая

Объектом научных наблюдений и специальных физиологических экспериментов были афалины — крупные дельфины (2,3-3 м длины), водящиеся у восточных берегов Америки и у нас в Черном море.

В США изучение их поведения проводилось в особых океанариях — специально выгороженных прибрежных участках моря, достаточно просторных для свободных движений небольшой стайки дельфинов и окруженных стенами с решетками, преграждающими выход для дельфинов, но свободно пропускающими рыб и других мелких обитателей моря (в 1965 году подобный океанарий был устроен и у нас на Черном море).

(далее…)

Грудь, и тот

«Странные, зловещие создания эти гиеновые собаки с огромными ушами… не побоялись как-то напасть даже на бегемота, они прыгали гиганту на грудь, и тот в явной растерянности был рад-радешенек, когда наблюдавший эту сцену человек отвлек разбойников выстрелом. Сразу вслед за этим отчаянная свора окружила двух слонов, и те боязливо попятились, подняв кверху хоботы» (Бернгард Гржимек).

Каковы собачки! Таких бы храбрецов приручить на пользу человеку. Кстати, приручаются они легко, хозяина любят, прыгают как безумные, когда увидят, и «щебечут» — иначе, говорят, и не назовешь их приветственное ворчанье. Но и ручные не могут устоять перед искушением разорвать курицу и цапнуть соседа либо гостя за ногу. Да и пахнет от них невыносимо! Оказывается, вонь, говорит Б. Гржимек, «тоже хорошее средство сохранить свою свободу!».

(далее…)

Старается настигнуть

Ареал соболя охватывает почти всю таежную зону Евразии от северного Предуралья до тихоокеанского побережья и прилежащих островов. Из-за интенсивного промысла к началу XX столетия ареал резко сократился: заселенные этим зверьком площади составляли едва ли 10% ранее занятых им территорий, ареал превратился в несколько изолированных и сильно разобщенных очажков.

Средних размеров стройное и изящное животное, по внешнему виду напоминает куницу. Тело вытянутое, очень гибкое, на сравнительно коротких ногах, из-за чего зверек постоянно держится с сильно выгнутой спиной. Однако он более коренастый по сравнению с куницей, с более короткими ушами, очень широкими лапами со сплошь покрытыми шерстью подошвами, со сравнительно коротким хвостом (его конец не выдается за концы вытянутых назад лап), составляя около трети длины тела, всегда опущен вниз. Голова клиновидная, с заостренной мордочкой, выглядит очень большой, особенно летом. Уши крупные, треугольной формы с широким основанием.

(далее…)

Пока еще не

Выбор объекта для вскрытия. Для непосредственного ознакомления с внутренним строением млекопитающих читателю предлагается проделать вскрытие крысы, причем безразлично, будет ли то лабораторная белая крыса, или попавшая в ловушку дикая серая.

Объект этот выбран как наиболее удобный для лабораторной работы; кроме того, типичность картины строения млекопитающего не нарушается у крысы тем непомерным развитием слепой кишки, которое бросается в глаза при вскрытии кролика, фигурирующего почти во всех руководствах по зоологии в качестве представителя класса млекопитающих. У крысы на ее длинном хвосте есть одна интересная морфологическая особенность, вообще редкая среди млекопитающих и, очевидно, унаследованная этим грызуном от древних рептилий: при помощи лупы на крысином хвосте, который на первый взгляд представляется нам голым, можно увидеть многочисленные (более 200) кольцевые ряды мелких роговых чешуек, между которыми расположены мелкие волоски.

(далее…)