Кладки легко отличить

Антверпен (Antverpen; фр. Anvers) вместе с пригородами насчитывает свыше 468 000 жит. Столица одно­именной провинции, Антверпен обра­зует второй после Брюсселя избира­тельный округ Бельгии. Огромным межрегиональным экономическим значением для страны город обязан своему современному портовому комплексу, считающемуся одним из крупнейших в мире, а также автомо­бильной и химической промышленно­сти. В прошлом развитие порта во многом обусловило развитие самого города. Торговля и экономическая от­крытость обусловили уникальную ат­мосферу свободы, создавшую иде­альные условия для развития искусст­ва и культуры.

Достопримечательности Антверпена

Чтобы по достоинству оценить роль Шельды в развитии города, прогулку по Антверпену лучше всего начать с набережной правого берега Шельды.

Стен (Steen). Старинный замок, сте­ны которого заложены еще в IX в., – самый колоритный памятник на набе­режной и одновременно древнейшие сохранившиеся остатки поселения. Свой сегодняшний вид замок получил в начале XVI в. Темные фрагменты древней кладки легко отличить от бо­лее поздних построек из светлого пес­чаника. Сегодня в крепости располо­жен Национальный музей морепла­вания (Nationaal Scheepvaartmuseum).

С расположенной поблизости обзор­ной площадки открывается живопис­ный вид на старый причал. В ясную погоду к северу отсюда вплоть до го­ризонта тянутся бесчисленные краны современных портовых сооружений, а со стороны города высится величест­венная башня кафедрального собора.

С широкого набережного бульвара пе­реулок сворачивает на север и ведет к позднеготическому зданию Дома мясников (Vieeshuis). Этот цеховой «клуб» мясников был построен по про­ектам X. и Д. де Вагемакере, крупней­ших архитекторов XVI в. Поперемен­ное использование красного кирпича и белого песчаника должно было как бы показывать слои мяса и сала в тушах. На верхнем этаже проводились засе­дания цеха, на нижнем бойко торговал магазин. Сегодня в здании цеха разме­щается Музей археологии и приклад­ных искусств (представлены архео­логические находки, фаянс, музы­кальные инструменты).

Особенно ин­тересны старинные деревянные стро­пила и обширный торговый зал. Далее наш путь лежит через ул. Vieeshouwersstraat, на параллельную ей ул. Doornikstraat. По пути нам встретится небольшой сквер. Хотя для средневековых переулков и характер­на страшная теснота, именно здесь, в тихом центре, возник современный жилой квартал, новейшие здания ко­торого хорошо гармонируют с истори­ческой застройкой города.

Церковь св. Павла/Синт-Паулускерк (St.-Pauluskerk). В конце ул. Hof-straat расположена пл. Veermarkt, на восточном углу которой и находится церковь св. Павла. Это позднеготическое здание ордена доминиканцев (XVI в.) богато украшено бесчислен­ными скульптурами и картинами фла­мандских мастеров, в т.ч. Рубенса, Йорданса и Ван Дейка. Особенно впе­чатляет главный алтарь и уникальная резьба в исповедальне.

Дом пивоваров (Brouwershuis) Q. К этому историческому зданию XVI в. ве­дет живописный участок набережной Шельды. Кроме зала заседаний, здесь любопытны и водоподъемные насосы находившегося здесь прежде Водяного дома, приводившиеся в действие ло­шадьми. Так как из гигиенических со­ображений для производства пива не допускалось использование обычной воды, пивовары брали воду отсюда.

С набережной правого

Церковь св. Карла Борромеуса Синт-Каролус-Борромеускерк (St.-Carolus-Borromeuskerk). Внимание гостей привлекает великолепно украшенный фасад этой барочной церкви, освящен­ной во имя итальянского архиепископа Карла Борромеуса, причисленного к лику святых. Церковь св. Карла – один из немногих барочных храмов Бельгии. В ее ясных формах сводов, поддерживаемых дорическими и ионическими колоннами, четко видны элементы ре­нессанса. Считается, что ее фасад со­здан по проекту Рубенса. В самом храме особый интерес представляет крипта, ризница, а также капелла Рубенса.

Церковь св. Якоба/Синт-Якобскерк (St.-Jakobskerk). Строительство позднеготической церкви св. Якоба нача­лось в конце XV в., а завершилось лишь более 200 лет спустя. После кафедраль­ного собора, это — важнейший храм го­рода. Крестообразная в плане базилика с двумя рядами капелл, идущих по обе­им сторонам, и венцом хоров позволяет разместить в ней массу произведений искусства, в том числе – надгробий именитых жителей города. В одной из гробниц за барочным алтарем своей приходской церкви вкушает вечный покой Питер Пауэл Рубенс (1577-1640).

Капеллу украшает холст «Богоматерь со святыми», одна из поздних работ ма­стера. Остальные картины принадле­жат кисти его ученика Якоба Йорданса.

Дом-музей Рубенса (Rubenshuis). В этом доме, построенном в 1611-1618 гг., знаменитейший живописец Антверпе­на прожил до своей кончины. Дом-дво­рец в плане ориентирован на итальян­ские палаццо. Внутренний двор и сад-парк изображены на многих полотнах мастера. Не уступает им и портик — гармоничная оправа для многих хол­стов. Рядом с удобно спланированными жилыми покоями расположены ате­лье и мастерская художника. Здесь можно осмотреть работы его учеников, а также произведения других худож­ников, которые Рубенс приобретал во время своих странствии.

Сделав паузу в одном из уличных ка­фе на Keyserlei, можно заглянуть в Музей алмазов, расположенный в бывшем Еврейском квартале. Здесь можно увидеть огранщика алмазов за работой.

Музей Плантена и Моретуса (Plantin en Moretusmuseum). К этому музею мы вернемся, пройдя по элегантной торговой ул. Meir и миновав пл. Schoen-markt.

Роскошь здания, особенно его интерьеров, просто поразительна. В 1576-1580 гг. книгопечатник Кристоф Питер Пауэл Рубенс родился 28 июля 1577 г. в Вестфалии (Германия), в го­родке Зиген, куда был вынужден бе­жать из Антверпена его отец, ученый-правовед, спасаясь от преследований Контрреформации. После смерти от­ца он в 1589 г. вернулся в родной го­род своих родителей и получил здесь всестороннее образование, проник­нутое духом гуманизма, 23-летним юношей Рубенс едет в Италию и стано­вится придворным живописцем гер­цога Гонзага в Мантуе. Герцог давал юноше и дипломатические поручения.
Вернувшись в 1608 г. в Антверпен и основав мастерскую, Рубенс начал здесь свою блестящую карьеру. Из его мастерской вышло невероятное число произведений, из которых сам маэстро создал не менее 600 работ. В его мастерской, помимо учеников, работали Антонис Ван Дейк, Якоб Иордане и Ян Брейгель, прозванный Брейгелем Бархатным. С непревзой­денной легкостью Рубенс разрабаты­вал почти все мыслимые сюжеты и жанры: пейзажи, портреты, библей­ские, мифологические, исторические сцены. Свою универсальность он приобрел в Италии, где помимо кар­тин Тициана, Микеланджело и Лео­нардо да
И ведет
Винчи, смог познакомиться с произведениями античного искусст­ва. Знал он и творчество своих нидер­ландских современников. Грандиоз­ные исторические полотна Рубенса исполнены солнечного колорита и бурного жизнелюбия.

Одновремен­но он создавал нежные интимные портреты-миниатюры своих совре­менниц.

Еще при жизни признанный гением, знаменитейший живописец, рядом с роскошным дворцом часто изобра­жавший сельскую хижину, Питер Пау­эл Рубенс в наши дни считается вопло­щением творческой мощи и щедрости барокко. Плантен построил свою печатню — единственную, которой при Филип­пе II было дано право печатать бого­служебные книги и молитвенники для испанского королевства, а значит — и для доброй половины мира. При его зя­те Моретусе и их потомках печатня проработала вплоть до XIX в. В жилых комнатах и мастерских висят портре­ты, написанные другом семейства — Рубенсом. Кроме первозданной обста­новки комнат, огромный интерес пред­ставляет хранящаяся здесь одна из 13 Библий Гутенберга – «Библия Регия».

Пройдя мимо магазинчиков на ул. Hoogstroat, мы окажемся на пл. Ауде Коорнмаркт (Oude Koommarkt). На углу этой площади виднеется неболь­шая вывеска «Vlaaikens Gang», указа­тель прохода в пассаж задних дворов. Этот бережно реставрированный ла­биринт улочек и переходов дает яркое представление о том, как тесно жили в средневековье. От выхода на ул. Pelgrimstraat открывается живописный вид на башню собора.

Собор Богоматери/Онзе-ливе-Вра-уэкерк (Onze-Lieve-Vrouwekerk) с 123-метровой башней – самый боль­шой собор во имя Богоматери в Бель­гии. Строительство храма было начато по инициативе горожан в 1352 г. в готи­ческом стиле, а завершено только в 1616 г. Хоры окружают пять капелл. Дома горожан тесно примыкают к фа­саду собора. А в задних помещениях этих домов открыты лавочки и кафе, работающие почти у самых его стен. Собор сильно пострадал во время по­жаров 1434 и 1533 гг., в годы иконобор­чества и от обстрелов в годы Француз­ской революции, и насущно необходи­ма его реставрация. Просторные инте­рьеры собора, имеющие сравнительно мало украшений, впечатляют своими величавыми пропорциями и архитек­турным изяществом. К числу подлин­ных сокровищ относятся две знамени­тые картины Рубенса, написанные им в 1610-1614 гг. специально для собора Богоматери. Это — « Воздвижение Креста» и «Снятие со Креста».

Ратуша (Stadhuis), возведенная в 1561-1565 гг. архитектором Флори де Вриндтом, высится на западной сторо­не Большого рынка (Grote Markt), исто­рического ядра города. Вертикальная центральная часть ратуши в сочетании с горизонтальным членением фасада являет собой образец стиля фламанд­ского ренессанса и прекрасно гармони­рует с соседними готическими здания­ми Цехов и Гильдий. Они восходят к XVI в., в нашем веке частично постра­дали и восстановлены по старым пла­нам. Украшения ступенчатых фронто­нов нередко указывают на их первых владельцев (№ 5 — «дом бондаря», № 7 — «дом гильдии
арбалетчиков», № 11 —«дом торговца»). В центре площади высится необарочный фонтан «Брабо», изображающий сцену из ле­генды о возникновении Антверпена.

Кроме того, не забудьте непременно по­сетить еще три замечательных музея:

Музей Майера ван ден Берга (Muse­um van den Bergh). Собрание картин этого музея поистине уникально. В его коллекции есть работа «Безумная Гре­та» Питера Брейгеля Старшего, а также картины Дирка Баутса и Квин-тена Матсейса.Здесь же можно уви­деть средневековую скульптуру, резьбу по слоновой кости и книжные миниатюры.

Королевский музей изящных ис­кусств (Koninklijk Museum voor Scho-ne Kunsten). В уютном здании в сти­ле неоклассицизма размещается са­мое обширное в Бельгии собрание ста­ронидерландской живописи. А живо­пись Фламандии представлена рабо­тами мастеров пяти веков.