P style

Шумно, тесно, пыльно… Таков этот го­род, именуемый по-французски Льеж (L’ege; фл. Luik\ 185 000 жит.), индуст­риальный центр на Маасе, «город под стальным небом». Туристам непросто оценить его прелесть. Но когда вы ми­нуете кольцо сталелитейных заводов и промышленных кварталов со строгой бетонной архитектурой и попадете в старинный центр города, вы будете рады, что оказались здесь. На границе между романским и германским язы­ковыми ареалами чувствуешь себя, словно во Франции. По крайней мере, меню бесчисленных ресторанчиков яс­но говорят об этом. Но Льеж – это и город искусств.

Бесчисленные церкви, музеи и памятники архитектуры раз­личных эпох – свидетельство могуще­ства клерикалов, экономической мощи и тесного культурного обмена, прида­ющее особое своеобразие этому са­мому французскому городу Бельгии и его жителям.

Достопримечательности Льежа

Дворец князей-епископов (Palais des Princes-Eveques) основан Нотгером в начале XI в. (расширен в 1145-1164 гг. и перестроен в 1526-1536 гг.), является украшением города. Позади его неого­тического фасада раскинулись два вну­тренних дворика, украшенные арка­дами в стиле эпохи раннего ренессанса.

Пляс дю Марше (Place du Marche). Осуществленная в 1697 г. архитектором Жаном Делькуром переделка средне­вековой колоннады (le Perron) в изящ­ный фонтан явилась символом незави­симости города и права собственного су­да. Рядом высится ратуша (Hotel de Ville) в стиле французского классициз­ма с фронтоном, украшенным гербом города (1714). На бронзовой мемориаль­ной доске красуется имя Мегре, знаме­нитейшего в 30-е годы криминалиста, снискавшего бессмертие на страницах детективных романов Жоржа Симено-на (1903-1989), творившего в Льеже.

Музей Ансамбурга (Musee d’Ansem-bourg) в доме Виллемса (середина XVIII в.). Роскошные интерьеры, драго­ценные ковры и мебель, делфтский ка­фель и наборные паркеты-маркетри в исторических залах — все это воссоз­дает атмосферу жилых помещений XVIII в. Особенно много здесь посети­телей по воскресным вечерам, когда на участке набережной La Batte шумит крупнейший толкучий рынок Бель­гии. Такой способ покупки и продажи всевозможных товаров, в первую оче­редь, овощей, рыбы и птицы — состав­ляет неотъемлемую часть жизни льежцев. Рейнская горячность и фран­цузский шарм соседствуют здесь с ти­пично льежским упрямством, вошед­шим в поговорки.

Музей оружия (Musee d’Armes) в здании бывшей Префектуры (конец XVIII в.). Вход в музей оружия охраня­ют две внушительные пушки. Свыше 12 500 экспонатов, не считая ручного огнестрельного оружия, знакомят посетителей, интересующихся художе­ственными или техническими аспекта­ми, с самыми разными видами оружия. Здесь же представлены документы о традиционно богатом творчестве льежских оружейников.

Дом Курциуса (Maison Curtius). Этот патрицианский дом, построенный в начале XVII в. в стиле маасского ре­нессанса, принадлежал торговцу ору­жием.

La Vie

Уникальный экспонат размес­тившегося здесь музея археологии и искусства Маасланда – Евангелие Нотгеро (ок. 1000 г.), переплет которого обложен слоновой костью, а позднее — эмалью и драгоценными камнями.

Церковь св. Бартоломея/Сен-Барте-леми (St. Barthelemy). Массивный за­падный флигель этого романского зда­ния с двумя башнями весьма типичен для всего региона от Рейна до Мааса. Именно здесь находится знаменитей­ший памятник Льежа, романский Баптистерий (купель) (1107-1118). Златокузнецу Ренье из Юи удалось в этом литом и чеканном произведении преодолеть известную художествен­ную ограниченность средневековья и создать шедевр, в равной мере принад­лежащий и античности, и ренессансу.

На ул. Rue des Brasseurs производит сильное впечатление постмодернист­ский внутренний двор знаменитого льежского архитектора Шарля Ван-денхоува. От улицы En Hors Chateau множество небольших переулков, в т.ч. Jmpasse de la Couronne, ведут в старей­ший жилой квартал города. Благодаря частной инициативе обветшавшие ста­рые здания бывшего красного квартала были бережно отреставрированы, и здесь создан уголок идиллической го­родской старины.

Цитадель (Zitadelle). Здесь, возле парка, окружающего крепость, конча­ется улица-лестница Монтанъ-де-Бю-рен (Montague de Bueren). С вершины цитадели, возведенной в 1891 г. и силь­но пострадавшей в обеих мировых вой­нах XX в., открывается величествен­ный вид на Льеж и долину Мааса.

Монастырь миноритов (Minoritenkloster). Основные сохранившиеся части этого реставрированного монастыря, возведенного в XVII в. в стиле маасско­го ренессанса, соединены крытыми ар­кадами с внутренним двором и кресто­вой галереей. Здесь размещаются экс­понаты музея валлонской жизни (Musee de la Vie Wallonne).

Церковь Сен-Жана (St-Jean). Эта церковь, заложенная еще при епископе Нотгере по образцу Ахенской Пфальц-капеллы, была в XVIII в. перестроена и стала в плане восьмигранной. Ценней­шие художественные памятники хра­ма – образ Мадонны и группа «Распя­тие» (XIII в.).

Собор св. Павла/Сен-Поль (Cathedrale St-Paul). В XIV-XV вв. по образцу старой епископской церкви был пере­строен старинный готический собор Х в. В его богатейшей сокровищнице хранится рака св. Ламберта – покаян­ный дар Карла Смелого городу, кото­рый он приказал разрушить.

Церковь Сен-Жака (St-Jaques). Строительство церкви было начато около 1016 г. Перестроена в XVI в. Ро­манский вестибюль церкви ведет в про­сторный интерьер, украшенный изящ­ными готическими сводами филигран­ной работы.