Семена растений

Чтобы растение могло расти, т. е. чтобы его клетки могли делиться, растягиваться и специализироваться, нужно благоприятное сочетание окружающих условий.. Особенно важны: температура, свет, влажность почвы и воздуха. Все эти условия взаимодействуют друг с другом.

При температуре ниже нуля у высших растений никакого роста нет. Несколько выше повышение нуля начинается медленный рост, и он усиливается с повышением температуры. Температура свыше 20—30° уже угнетает рост. Семена растений южного происхождения (например, тыква, огурец) прорастают при более высокой температуре, чем семена растений из умеренных широт (ячмень, гречиха).

В темноте зеленое растение вырастает длинным, вытянутым и очень хилым. Все цветковые растения, за исключением паразитов (повилика, заразиха, петров крест), нуждаются для нормального роста в свете. Но опыты показывают, что для этого достаточна сравнительно небольшая интенсивность света.

С процессами роста тесно связана и устойчивость растений против мороза. Ранней осенью рост растений приостанавливается, и они начинают готовиться к зимовке — закаляться. Если ель, сосну или пихту подвергнуть летом даже небольшому морозу в 4°, то дерево погибнет. Зимой же, после осенней закалки, они способны переносить морозы в 40° и даже 50°.

Первая фаза закалки начинается при понижении температуры до -(-4°. В клетках растения начинают накапливаться сахара. Растение подготовляет себе запасы, которые будет медленно тратить в течение зимы.

Вторая фаза закалки происходит при понижении температуры до —4°. Протоплазма в клетках растения становится более проницаемой и теряет много воды.

Акад. Н. А. Максимов еще более сорока лет назад сделал открытие, что лед, образующийся на морозе в межклеточных пространствах растительных тканей, давит на обезвоженную протоплазму и повреждает ее.

Казалось бы, клетки растения должны из-за этого разрушиться, а само растение — погибнуть. Но деревья выносят самые лютые морозы, и только некоторые из них при этом погибают.

Клетки растительных тканей связаны друг с другом особыми тяжами протоплазмы — плазмодесмами, которые проходят из одной клетки в другую. При осенней закалке плазмодесмы разобщаются и втягиваются внутрь клетки, а протоплазма как бы съеживается и отстает от клеточной оболочки. На поверхности обособившейся протоплазмы скапливаются жировые вещества, которые предохраняют протоплазму от насыщения водой или выделения воды.

Которые возникают зимой

Поэтому кристаллы льда, которые возникают зимой в межклеточных пространствах растительной ткани, не причиняют вреда растению. Чтобы повредить протоплазму, кристаллы должны образоваться внутри нее. Но это может произойти только при очень большом морозе, при температуре намного ниже обычной зимней, к которой местные растения привыкли.

За время своей жизни растение претерпевает много изменений. Прорастающее семя, например фасоли, выносит на поверхность почвы два небольших листочка семядоли. Затем появляются настоящие листья, позднее образуются бутоны, а еще позднее раскрываются цветки. Растение цветет и плодоносит. Возникают алоды (бобы), в которых находятся семена. А семена, в сущности,— уже новое поколение растения.

Весь этот цикл последовательных изменений называется развитием растения. Отдельные этапы развития — всходы, образование листьев, появление бутонов, цветение и плодоношение — называются фазами развития. Фазы у однодольных растений, например у злаков, несколько отличаются от фаз двудольных растений. У злаков после всходов и появления листьев идут фазы: кущение, выход в трубку (стеблевание), колошение, цветение, молочная! спелость зерна, восковая и, наконец, полная спелость.

Доказав, что живые организмы и окружающая их среда находятся в тесной взаимосвязи, И. В. Мичурин установил, что в развитии растения есть ряд своеобразных, качественно отличающихся друг от друга этапов. У многолетних растений он назвал эти этапы так: «молодой возраст», «юношеский возраст», «возраст возмужалости» и «возраст старости».

Для понимания жизни растений большое значение имеет теория стадийного развития, созданная Т. Д. Лысенко. Эта теория, по существу, продолжает учение И. В. Мичурина о разнокачественных этапах развития растения. Под влиянием условий окружающей среды (температура, доступ кислорода, содержание воды в растении и т. п.) растение проходит в своем жизненном цикле ряд этапов, или стадий развития, В клетках при прохождении стадий протекают своеобразные изменения их содержимого. В результате этих изменений в растении образуются цветки и семена.

Хорошо изучены две стадии развития: стадия яровизации и световая стадия. Стадия яровизации начинается с того момента, когда семя только трогается в рост. Она проходит при совокупности тех условий, к которым многие поколения этого вида растений были приспособлены в данном климате.

Условия для яровизации растений южного происхождения (например, хлопчатника) отличаются от условий прохождения этой стадии у растений северного происхождения (например, озимой пшеницы). Хлопчатник проходит стадию яровизации при температуре от +20° до +25°, а озимая пшеница — при температуре от нуля до + 5°. Стадия яровизации у озимой пшеницы длится от 35 до 60 дней, у позднеспелой яровой — 10—14 дней, а у раннеспелой — 5—6 дней.

В следующую, световую стадию развития растение вступает только после окончания стадии яровизации.

Теория стадийного развития позволяет нам управлять цветением и плодоношением растений.